О целях и планах В первую очередь для нас важно улучшить клиентские сервисы. Куда бы человек ни обращался, он обязательно должен получать ответ. Одно из достижений Signal 2021 в этом направлении — нам удалось наладить коммуникацию с гостями по всем возможным каналам: Facebook, Instagram, «ВКонтакте», электронной почте. Следующая наша задача — сделать покупку билетов удобнее, а трансфер до локации, размещение и питание еще комфортнее и качественнее. Инфраструктура самого арт-парка «Никола-Ленивец» заметно расширяется, и мы активно участвуем в этих процессах. Мы проявляем инициативу — сами что-то строим, расчищаем, увеличиваем пропускную способность парка. В плане контента — художественного, развлекательного и образовательного — мы тоже постоянно совершенствуемся: строим новые объекты, сцены, приглашаем новых участников. Вместе с нашими техническими партнерами улучшаем звуковое и световое оформление шоу.
О сложностях в организации Арт-парк «Никола Ленивец» — это большое преимущество фестиваля, но у этой медали есть обратная сторона. Это очень далеко. Некоторые элементы инфраструктуры развиты слабо. Бывают проблемы со связью, с электричеством. Поэтому, когда мы договариваемся с какими-то нашими коллегами, нам часто приходится уточнять: «Ну вы поймите, мы же в лесу». Нужно во всем учитывать, что мы находимся далеко от развитых технологий.
АНТОН МИНЦмузыкант и куратор Signal Music Residency
О том,
как появилась музыкальная резиденция К фестивалю мы с Андреем [OID] присоединились в 2019 году. Сама идея создать музыкальную резиденцию принадлежит Сергею Фадееву, и мы вместе стали брейнстормить. Мы хотели, чтобы у музыкантов, композиторов и саунд-дизайнеров независимой сцены была возможность показать себя. Это не только творческий, но и образовательный процесс: ребята знакомятся, делятся техниками и приемами. Кто-то работает только в цифровом режиме, кто-то — с аналоговыми синтезаторами, кто-то — с модульными.
О том,
как все устроено За определенное время до начала фестиваля мы объявляем open call. В этом году было больше 250 заявок! Для нас это был настоящий челлендж — всех послушать, чтобы в итоге пригласить только восемь участников. Почему восемь? Потому что каждый участник — это отдельный голос восьмиканальной инсталляции. Часть этой инсталляции — видеопроекция с генеративной графикой, которая реагирует на частотные характеристики и периодичность звука. Программа обрабатывает сигнал, и в результате получается абстрактная визуальная картина. В этом году к нам присоединился дуэт видеохудожников Stain (Саша Гаврилова и Сергей Титов), а в следующем мы, возможно, будем делать конкурс для видеоартистов.
Прошлые два года мы выезжали в Никола-Ленивец, жили там неделю до фестиваля, готовили музыкальную инсталляцию и часовое live-выступление с восемью участниками на открытии фестиваля. В этом году мы собирались уже не в Никола-Ленивце, а в Москве — в «Башмет Центре». Идея была очень удачная, потому что с точки зрения оборудования условия для подготовки были лучше.
О том,
как создается музыка В первый год, когда мы только начали, перед нами стояла задача создать аудиоинсталляцию, и была концепция — взаимодействие с природой. Мы использовали field recordings — записывали звуки окружающей среды, живые фактуры, из которых с помощью модульного синтеза — просто редактирования этих файлов — создавали полноценное аудиополотно.
У нас с Андреем есть техническое задание — некий вектор, продиктованный природным ландшафтом. Мы передаем его участникам резиденции, но без жестких рамок, а ребята уже сами находят совместные решения. Это всегда удивительно.
Мы создаем звучание, которое будет органично жить в лесу, во всей природной красоте. В музыке сразу отметается много лишнего. Природа сама говорит, что подходит, надо просто прислушиваться.
АНДРЕЙ OIDмузыкант и куратор Signal Music Residency
О приходе в команду Signal
В 2019 году я случайно оказался в Никола-Ленивце и познакомился с архитектором и дизайнером Ваней Щетининым. Он показал мне многоканальную аудиоинсталляцию, которая совершенно поразила мое воображение. В общем-то, наша резиденция развивалась под сильнейшим впечатлением от услышанного тогда в лесу. У нас не было изначально прописанной на бумаге концепции. Надо было просто собрать вместе интересных людей, которые работают не в формате клубной музыки.
Мне кажется, это лучший фестиваль из существующих. У него некоммерческий формат. Здесь нет повторений по музыкальному контенту, каждый раз это что-то новое. Это как большая галерея в лесу. В этом есть что-то утопическое. Это некий идеальный мир, который все строят с невероятным воодушевлением. Именно это завораживает.
Об участниках резиденции Наши участники занимаются экспериментальной, электроакустической музыкой, эмбиентом и так далее. У нас нет конкретной привязки, единственное — мы не работаем с танцевальными форматами. Если у музыканта есть опыт работы в кино или саунд-дизайне, нам это подходит.
Мы хотим объединять людей, которые работают в смежных жанрах. Каждый хорош в чем-то своем: кто-то работает с модульным синтезом, кто-то — в цифровом формате. Каждый может привнести что-то свое. Для нас важно, чтобы ребята подружились, почувствовали друг друга, чтобы все превратились на время в единый организм.
Отчасти мы действуем вслепую, определяя участников только по тому, что
мы слышим. Чаще всего мы не обманываемся в своих ожиданиях. Более того, в большинстве случаев результаты превосходят все ожидания. Разочарований пока не было ни разу.
Важный момент: участники — независимые, никем не ангажированные, но не начинающие музыканты. Новичок в саунд-дизайне с большинством задач, которые перед нами стоят, просто не справится. Не из-за того, что у него плохая музыка, — просто у него не хватит знаний.
В этом году меня поразила одна вещь. Когда все ребята пришли в «Башмет Центр», подключились и зазвучали, у меня сложилось впечатление, что они уже вместе гастролировали. Они встретились впервые в жизни, но сразу как будто получился электронный оркестр.
НИКОЛАЙ БУДУтехнический директор фестиваля В команде организаторов я был с самого первого фестиваля Signal. Я отвечаю за стройку и инфраструктуру — за все, что касается танцполов, дорожек, парковок и прочего. За пять лет Signal стал одним из моих самых любимых проектов. Он большой и сложный, но при этом семейный и творческий. Такое редко бывает, и в Signal это есть.
Масштабы фестиваля с каждым годом растут, и задачи в связи с этим усложняются. Мне нравится динамика, с которой мы развиваемся. Нравится, что с каждым годом наша площадка становится красивее и комфортнее. Неизменно одно: мы по-прежнему остаемся в лесу, куда ничего не может доехать и все время идут дожди. Но мы этот лес безмерно любим и уважаем. И как будто с каждым разом в нем становится солнечнее и суше.
АНДРЕЙ МОРОЗОВ
куратор музыкальной программы фестиваля На первый Signal в 2017 году я приезжал в качестве гостя. Тогда я подумал: «Наконец-то свершилось то, чего я так долго ждал. В Никола-Ленивце появился новый классный музыкальный фестиваль». До этого я был несколько раз на «Архстоянии», делал там музыкальную программу, но это все-таки многоформатный фестиваль, где музыка — только одна из активностей. А хотелось, чтобы она была на первом месте. И когда возник Signal, я сразу захотел стать его частью.
С Сергеем Фадеевым мы познакомились как раз в 2017-м. Я тогда начал помогать с букингом артистов для вечеринок в Rodnya, а позже, в 2019 году, присоединился уже к команде Signal. Сережа — наш главный идеолог, мы все делаем вместе. Я что-то предлагаю, мы слушаем и приходим к общему решению. Команда Signal — это некое комьюнити, каждый вносит свой вклад в формирование лайнапа. Для меня главное — проконтролировать, чтобы все сложилось и состоялось. На мне — музыкальное продюсирование. Это конструктор из множества деталей: детали поменьше — это сами артисты, а детали побольше — это так называемые саб-ивенты, мероприятия внутри мероприятия. Мы зовем дружественных промоутеров, и они полностью делают ночь или день со своими резидентами.
Для меня Signal и Никола-Ленивец — это идеальный match места и музыки. Мы привыкли, что электронная музыка существует в клубах и бывших индустриальных локациях, и в этом плане Signal оказался уникальным для России. Просторы Никола-Ленивца превращают каждую поездку на Signal в бесконечное приключение. Это не то же самое, что сходить на вечеринку в закрытое пространство, где особо некуда деться.
Конечно, в первую очередь Signal — это фестиваль современной музыки. Вся основная программа начинается ближе к вечеру, в этом году на смотре представлены четыре сцены — Signal (основная площадка фестиваля), Möbius (сцена для выступлений артистов в жанрах хаус и минимал), Prizma (сцена для различных ивентов), Meadow (концертная сцена, которая находится в центре естественной ландшафтной чаши, благодаря этому там создается уникальное звучание). Один из главных хедлайнеров — Николас Лутс (Уругвай), который представит свое необычное, будто неземное творчество, где соединятся электронная музыка, медитативность, игра света и энергия природы.
Один из последних апдейтов — участие Нины Кравиц, известной по всему миру. Она, уроженка Иркутска, уже не раз становилась главным диджеем года по версии различных профессиональных изданий, в 2019 году вошла в список из двух десятков артистов, определивших 2010-е (по версии издания Mixmag). Она выступает на фестивалях по всему миру, ведущих вечеринках, основала собственный лейбл, а еще поучаствовала в создании саундтрека к Cyberpunk 2077, одной из главных видеоигр прошлого года.
Другой интересный музыкант — итальянец Франческо Дель Гарда (Francesco Del Garda). Коллекционер музыки, представитель нестандартного хауса и техно, умеющий сводить самые странные и, казалось бы, далекие друг от друга вещи. Своей музыкой поделится и берлинский диджей и резидент Club Der Visionaere Сонья Мунир, которая сейчас востребована по всему миру и является одной из любимиц фанатов жанра. Нашу сцену на фестивале также представят электронный дуэт "Аигель" и группа Shortparis.
Большая часть программы — вечером. Конечно, на фестивале предполагается и освещение, и световая программа, но не забудьте взять с собой фонарик для темного времени суток. А вот утром и днем вам пригодится солнцезащитный крем, погода в этом году солнечная, так что берегите кожу.
Если палатки нет, то ее можно арендовать прямо там, причем повышенной комфортности — с высоким потолком, надувными матрацами и спальными мешками. Еще есть глэмпинг, то есть специальный шатер на подиуме, прямо рядом с кафе, кстати. Для самых привередливых можно арендовать и дом с собственной парковкой.
С подробными правилами и ценами на проживание можно ознакомиться на
страничке фестиваля.
Кроме того, помните, что вы находитесь в парке, поэтому возьмите с собой powerbank. На территории есть точки, где можно подзарядить свой девайс, но они могут быть заняты. А еще организаторы предупреждают, что там может плохо ловить связь, так что заранее определитесь о месте встрече с друзьями в случае, если вы потеряете друг друга.
Для полностью комфортного отдыха не забудьте взять и теплую одежду, и купальники со шлепанцами (рядом есть речка), для жаворонков и любителей лечь пораньше пригодятся беруши, можно будет разводить костры и готовить еду, так что возьмите с собой все необходимое (если необходимо). Ну и аптечку, а также мешки для мусора — берегите себя и природу!