Структура потребителей моды
Процесс продвижения модных товаров в массы натыкается на сопротивление человеческого материала (новые вещи принимаются разными людьми с разной скоростью), на разницу материальных возможностей следования модным тенденциям. По скорости принятия и усвоения модных моделей потребители делятся на ряд групп: новаторы (пионеры, экспериментаторы и т. д.). Это наименьшая группа потребителей (A. Hoffman 1994: 92). Это тонкий слой, который частично перекрывает создателей, но не имеет звездного ореола. Сюда входят те, кто рискует первым купить и использовать обновку не на подиуме или сцене, а в реальной жизни.
Лидеры (местные лидеры). Они отличаются особым вниманием и уважением от других. Лидеры - это местные власти, не склонные рисковать и отбирать у новаторов модели, наиболее приемлемые для их субкультуры. Лидеры могут удивить массы, но вряд ли над ними посмеются. Они используют то, что имеет реальный шанс войти в моду. Раннее большинство (подражатели, ранние последователи). Подражатели (раннее большинство) - это те, кто составляют массу модных людей. По ним можно судить о том, что сейчас в моде. Именно эта группа генерирует основной доход от продажи модных товаров.
Позднее большинство (скептики, консерваторы). характеризуется определенным консерватизмом, стремлением быть как все, страхом оказаться немодной белой вороной. Они подключены к модному потоку, когда он захлестывает массы, и поэтому обречены на отставание.
Традиционалисты (отстающие). Для их потребления характерна ориентация в первую очередь на традиции. Традиционалисты не менее смелы, чем первопроходцы: они не боятся прослыть белыми воронами и вызвать насмешки. Правда, пионеры отрываются от масс, забегая вперед, а традиционалисты отстают от них, следуя моде прошлого.
Иерархия групп, участвующих в дизайне одежды, соответствует фазе жизненного цикла продукта. Пионеры потребляют продукт на начальном этапе, который характеризуется ограниченным тиражом модели и неопределенностью ее судьбы. Раньше и позже большинство располагалось по обе стороны от вершины синусоиды, отражая максимальное количество последователей модной нормы, что совпадает с максимальным спросом на модный предмет. Традиционалисты - это нижняя часть синусоиды: количество потребителей некогда устаревшего модного продукта ограничено.
Фазы модного движения
Мода - это процесс, который состоит из нескольких этапов. В принципе, это те же этапы, которые характерны для любого другого продукта и описывают его жизненный цикл. Первый этап - производство модной одежды. Он включает в себя ряд этапов. Идеальное (духовное) производство - разработка новых моделей, которые изначально могут существовать только в виде рисунков, рисунков, описаний. Эту функцию выполняют модельеры, дизайнеры, архитекторы, композиторы, поэты и т. д. Материализация моделей. Эту функцию выполняют как частные лица, так и специализированные организации: модельные дома, опытные мастерские и т. д.
Второй этап - это распространение модных вещей и стандартов поведения. Этот процесс предполагает доведение моделей одежды до максимально широкой аудитории. Этот процесс также включает несколько этапов. Распространение имиджа модного объекта и стандарта потребления. Это делается с помощью прямой и скрытой рекламы. Распространение материальных модных предметов, которые появляются в виде товаров в магазинах, в виде услуг, доступных в большинстве населенных пунктов. Предложение создает спрос.
Третий этап - потребление модных вещей. На этом этапе люди, купившие модные предметы, используют их, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к модному процессу.
Мода глазами социолога (результаты эмпирического исследования)
На первый взгляд значение понятия мода очевидно, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что даже ученые не пришли к единому мнению о сущности моды. Но они сходятся в одном: мода - явление социальное и требует изучения. Изучение феномена моды - широкое поле деятельности специалистов в различных областях изучения социальных явлений: философов, историков, экономистов, психологов, культурологов, социологов. Однако кажется, что именно социологическое исследование моды может способствовать ее наиболее адекватному описанию и объяснению. Это связано с тем, что процесс распространения и изменения модных моделей характеризуется, прежде всего, ценностным отношением людей к вещам и другим людям и разделением людей на группы, связанным с этим отношением.
Ценности существуют только интерсубъективно, то есть социально. Они являются самой реальностью особого рода, которую Э. Дюркгейм назвал социальным фактом. Таким образом, изучая моду, социолог может выявить факты того же порядка, что и в других сферах общественной жизни (политической, экономической, культурной и др.): Факты ценностной динамики и стратификации. Изучение этих явлений в сфере моды может быть гораздо более плодотворным, чем традиционная ориентация социологов на сферы экономики и политики, поскольку мода связана с повседневным проявлением ценностей в жизни людей. Выбор курса экономических реформ - это ценностная проблема, которая возникает раз в десятилетие; президентские выборы - проблема, которая возникает каждые пять лет; выбор одежды - проблема, которая возникает каждый день. Существование общества основано на общих ценностях, которые проявляются в различных сферах общественной жизни, поэтому, изучая повседневное проявление ценностей в моде, социолог может приблизиться к пониманию общества в целом.
Подтверждением актуальности изучения моды в социологии является тот факт, что уже в 19 веке, с момента зарождения социологии, мода стала предметом исследовательского интереса. Среди выдающихся социологов, посвятивших изучению моды важное место в своей работе, - Дж. Тард, Дж. Спенсер, Дж. Зиммель, В. Зомбарт, Т. Веблен, Дж. Бломер, П. Бурдье.
Каждая из классических концепций отражала социальную сущность моды, какой она была в определенную эпоху. Современная мода - явление специфическое, так как она проявляется как индустрия. Мода как индустрия - это специализированное производство современных и оригинальных моделей, организованное на принципах рациональности. Становится важным понимать, что создается не сама модель, а мода - современность и оригинальность. Они выражают, соответственно, стремление к непохожести, индивидуальности, с одной стороны, и приверженность общему духу времени для всех, с другой.
Индустрия моды создает образец виртуально, не как вещь, а как образ. Эта ситуация аналогична описанной Ж. Бодрийяром, говоря о приоритете моделей над реальностью. В современном мире моды моделируется процесс распространения образцов по референтным группам. Модели в журналах и телевизионной рекламе представлены не просто как вещи определенного размера, цвета, фактуры, а как желаемое изображение социального статуса, межличностных отношений и т. д. Фотографов и дизайнеров волнует не столько демонстрация всех возможностей модель как с созданием вокруг нее виртуальной социальной среды. Участвуя в процессе смены модных моделей, люди не столько приобретают и используют вещи, сколько приводят в движение модели социальной реальности. Мода, поскольку она становится индустрией, представляет собой процесс воспроизведения социальной реальности в форме ее моделирования.
Не следует трактовать все сказанное упрощенно. Концепция индустрии моды, а также концепция имитации, демонстративного потребления, механизма обновления социокультурных норм, имеют свою область применения. А теперь можно найти примеры имитации высокостатусных групп, примеры индустрии, навязывающей модель массовому потребителю, примеры выбора социокультурных норм в модном движении. Все зависит от ситуации, в которой проводится исследование, но все же можно утверждать, что общая тенденция состоит в том, чтобы сузить рамки понятий имитации и демонстративного потребления и расширить сферу возможного применения концепции индустрии моды.
Помимо чисто теоретической работы, проводились также эмпирические исследования в области моды. Статистический анализ изменения шести параметров женской одежды (длина юбки, глубина декольте и др.) За три столетия, проведенный А. Кребером и Дж. Ричардсоном, можно отнести к классике социологии. Авторы отслеживали колебания значений этих параметров в модных журналах. Смена моделей одежды была напрямую связана с глобальными социально-политическими процессами: Великой французской революцией, Первой и Второй мировыми войнами и т. д. Однако так популярна она была в 30-40-х годах нашего века на Западе и в конце XIX века. 1970-е годы в СССР историко-статистический подход не может удовлетворить социолога, поскольку количественное выражение произвольно выбранных параметров одежды игнорирует ценностное отношение к моделям. Социолог, с другой стороны, должен описать и объяснить, какие модели и почему приобретают ценностный характер и как выбор этих моделей людьми связан с идентификацией с различными социальными группами. Эти две основные проблемы социологии моды - ценностная динамика модных паттернов и взаимосвязь между модой и стратификацией - стали предметом данной статьи.