Почему не все повышают цены?
В свете возможных сложностей с покупательской способностью ассортимент оставшихся в России зарубежных и отечественных брендов, вероятно, сузится до базовых моделей, на которые будут устанавливаться доступные клиентам цены. Доступные — но достаточно высокие, чтобы обеспечить хотя бы минимальную рентабельность производства для отечественных и ввоза в Россию для зарубежных марок. Впрочем, это только теоретические прогнозы: говорить что-то определенное представители российских компаний не готовы. Они или уклоняются от комментариев, или делают самые общие предположения.
«Пока мы мчимся с такой скоростью, что делать какие-либо прогнозы не получается совсем. Вот когда мы приземлимся на дно, тогда и можно будет ответить на вопрос "как будем дальше жить", — говорит Сергей Тонков, основатель российского бренда носков и аксессуаров St. Friday Socks. — Пока же нет отправной точки, сложно найти опорную позицию. Мы продаемся, вяжем и исполняем все заказы. Новинки пока выпускать не будем. Нам повезло (если в этой ситуации можно говорить о везении): мы закупились пряжей за пару недель до начала событий и несколько месяцев не будем нуждаться в сырье».
На российском рынке остаются известные отечественные производители одежды и обуви разных ценовых сегментов — от массмаркета до премиум-класса: Eсonika, Tegin, I Am Studio, Akhmadullina Dreams, Zasport, 12 Storeez
Некоторые из них с началом кризиса не только ощутимо повысили цены, но и взяли на себя труд объяснить клиентам, почему это случилось. Так, сооснователь и лидер компании 12 Storeez Иван Хохлов в аккаунте бренда в Instagram обратился к подписчикам с длинной речью, иллюстрирующей его позицию.
«50 процентов продукции мы производим полностью за рубежом — платежи за такие изделия осуществляются в юанях, евро и долларах. Оставшиеся примерно 50 процентов мы отшиваем в России, но в себестоимости готового изделия сам пошив теперь составляет всего 20 процентов, а оставшиеся 80 — это материалы и фурнитура, закупаемые по новым курсам в других странах в евро и в юанях. Таким образом, суммарно 90 процентов себестоимости изделий 12 Storeez зависит от курсов валют», — пояснил он. Идею сохранить цены прежними, чтобы «поддержать покупателей», Хохлов рационально отвергает: «Мы хотим выжить, а для этого наша бизнес-модель должна быть устойчивой».
Впрочем, эту позицию разделяют не все марки: некоторые решили распродать одежду и обувь текущего сезона по тем же ценам, что были заявлены, когда эти вещи появились в магазинах. «В отличие от многих брендов, мы приняли решение не повышать цены на коллекции, которые сейчас представлены в магазинах, — говорит Анастасия Задорина, основательница бренда Zasport, официального экипировщика российской олимпийской сборной. — Мы всегда говорили, что наш бренд — sport&casual, у нас есть как спортивные, так и повседневные линейки, одежда для фитнеса».
Задорина признает, что цены на материалы сейчас кратно возросли, но ее команда не собирается сдаваться и готовит новую коллекцию: «Мы прорабатываем различные варианты дальнейших действий: ищем новых поставщиков, новых производственных партнеров. Кроме того, у нас есть собственное производство в России, что позволяет оперативно решать текущие задачи».
Осторожный оптимизм
Российское производство — большое преимущество в сложившейся обстановке, так же, как и свои каналы продаж, например, собственные сайты. Некоторые небольшие марки одежды, аксессуаров и украшений основной площадкой для сбыта товаров сделали Instagram, который может быть замедлен или заблокирован по решению государственных органов России, как это уже произошло с Facebook. Переход в другие соцсети может вызвать сложности — прежде всего, потерю подписчиков, то есть наработанного объема лояльной клиентуры.
Еще одна проблема — невозможность заменить комплектующие, производимые компаниями, которые могут уйти с российского рынка. Это может быть как политической акцией, так и банальной проблемой логистики, как и с готовыми товарами. Одна из таких категорий аксессуаров — оптические и солнцезащитные очки.
«Для производства наших очков мы используем японский титан, а также немецкие марочные линзы Zeiss или опять же японские Hoya, — комментирует Андрей Калашников, руководитель компании Gresso (актриса-космонавт Юлия Пересильд летала в космос в очках этой марки). — Из-за изменения курса доллара, естественно, изменится и цена закупки комплектующих. Но мы являемся единственной компанией на оптическом рынке, производство которой полностью расположено в России. Поэтому, в отличие от других игроков рынка (особенно компаний, которые импортируют продукцию европейских брендов), мы не так сильно зависим от курса доллара или евро».
У наших партнеров есть представительства в странах, не вошедших в санкционные истории — Таиланд, Малайзия и так далее. Вероятно, поставки могут идти оттуда. Сейчас мы прорабатываем разные варианты. К тому же решение японского бренда Uniqlo, заявившего о том, что они остаются на российском рынке, внушает осторожный оптимизм
Сейчас у каждого российского потребителя, наконец, появился повод перебрать свой гардероб, составить новые комплекты вещей, привести в порядок то, что давно не носилось: иногда после стирки или химчистки одежда выглядит гораздо лучше, чем ожидалось. На какое-то время придется отказаться и от «престижного потребления», и от благотворительных акций. В конце концов, носить модные джинсы или свитшот не сезон, а пару лет — это тоже рациональное потребление, сохраняющее ресурсы планеты. Стоит вспомнить и о хендмейде — вещах, сшитых или связанных самостоятельно или на заказ.
Возможно, сложившаяся ситуация, как и любые сложности, затронувшие общество, приведет к его сплочению. Люди будут активнее поддерживать друг друга, в том числе обмениваясь одеждой или жертвуя ее малоимущим, например, в религиозных общинах или в сообществах многодетных матерей. В конце концов, что бы ни думали Веблен и Пелевин о престижности потребления, нет ничего более ценного, чем человеческое тепло и поддержка.